Рассматривая виды мотоциклов, можно легко запутаться. Сложность в типизации или разделении создает очевидная «размытость» многих параметров. Человеку, не разбирающемуся в теме профессионально, различия кажутся обычными, оригинальными дизайнерскими решениями. На практике, есть явные признаки классификации, выделяющие характерные черты дизайна и параметров, которые можно «привязать» к оптимальным условиям эксплуатации. Попытаемся вместе разобраться, какие бывают виды мотоциклов, чем они примечательны и что послужило причиной их появления.
Первые мотоциклы начали выпускать еще в конце 19 века, но только в начале нового столетия они стали популярными благодаря дешевизне и практичности. Повышенный спрос и интерес привели к тому, что индустрия начала активно развиваться, открылись многочисленные конструкторские бюро в Европе и Америке. Первое деление на классы началось после того, как в технику стали внедрять освещение, искровые системы зажигания и пневматические шины.
Изначально было только две категории или класса: дорожные и внедорожные. После регулярного участия мотоциклов в гонках, добавилась третий — спортивные модели. Дальнейшее развитие привело к тому, что каждая из этих категорий получила обширный перечень подклассов. Они отличаются как внешне, так и характеристиками. Рассмотрим, сколько видов всего существует, изучив основные отличия и характеристики. В качестве примеров используем популярные модели японских марок.
К дорожным относятся мотоциклы, которые спроектированы для езды по ровным участкам — дорогам в городе и пригороде, включая скоростные магистрали. Акцент в их конструкции и характеристиках делается на скорость, а при долгих поездках важен комфорт и экономичность. На основе всевозможных комбинаций этих параметров существует несколько подклассов. Однако, есть и исключения, когда создаются отдельные группы с целью выделения из общей массы определенных моделей или для рекламы.
Хороший пример создания уникальных названий для классификации демонстрирует компания BMW. Свои мотоциклы в классе «Дорожные» она называет родстерами. Такой термин также используется в систематизации автомобилей. Несмотря на это, название «родстер» используют все авторитетные издания в рекламных и информационных материалах.
Наиболее распространенный вид мотоциклов для города, с которого началась история и развитие этой индустрии. Первые представители этого поколения, которые считаются теперь «ретро», были выпушены в 1886 году. Уже тогда они были созданы как повседневное транспортное средство. Прошло более сотни лет, но концепция не изменилась. Внешний вид таких моделей легко узнаваемый: классическая прямая посадка, визуально одинаковые колеса, есть освещение, фонари и минимум обвесов.
Honda CB750 — легендарная классическая модель, производство которой началось в самом конце 60-х годов прошлого века. Японский мотоцикл дал дорогу другим сборкам с более мощными двигателями. 2-цилиндровые агрегаты уступили место 4-цилиндровым. До появления на рынке Honda CB750, такие моторы были редкостью.
Как подсказывает название, такой тип мотоциклов обладает частично «голой» конструкцией. По основным чертам и характеристикам они больше схожи со стандартными моделями, но могут походить и на другие классы. Явное отличие такой техники в отсутствии обтекателей и защитных пластин на конструкции. Это не только выглядит оригинально, но и практично, обеспечивая удобный доступ к основным элементам при ремонте и обслуживании. Посадка водителя — в слегка наклонном положении.
Honda CB650F — типовой пример, демонстрирующий лучшие черты этого класса. Мотоцикл отличается легким и простым управлением, что идеально подойдет даже для новичка.
Эти машины больше распространены в Америке и Европе. До 90-х годов они изготавливались под заказ, «подгонялись под конкретного человека. Класс проработан так, что водитель может наслаждаться комфортными поездками на умеренной или высокой скорости. Характерное отличие компоновки в отсутствии «лишних» деталей или их минимальные размеры, но не как у нейкеда. Это могут быть, например, укороченные крылья, «оголенный» силовой агрегат. Такие моменты позволяют снизить вес и конечную стоимость.
Honda Steed 400 Bobber — популярный представитель класса, разработанный талантливыми восточными инженерами и дизайнерами. Он хорошо передает дух первых американских моделей и не выделяется особой уникальностью.
Современные представители этого класса начинают «терять связь» с изначальными версиями, где ключевыми аспектом была практичность. Они больше перенимают черты чоппера и других видов.
Как уже упоминалось ранее, роадстер является классическим мотоциклом для города и автострад, но с одним важным условием. В таких моделях акцент делается на динамичности, высокой скорости и комфорте. Посадка здесь может быть прямой и наклонной, что удобно на большой скорости или при длительной поездке.
Роадстер в отличие от стандарта или нейкеда создан демонстрировать статус и привлекать внимание. Он подойдет тем, кто хочет выделиться, но не пытается быть «быстрее» всех.
Honda VRX400 Roadster выпускался в период с 1995 по 1999 год. Он идеален для новичков. Мотоцикл отличается легким управлением, но относительно умеренная мощность делает его актуальным только для города или пригорода.
Эта серия создана для быстрого перемещения на средние и небольшие дистанции. Стильный вид дорожных байков появился на базе моделей стандарт, когда любители красоваться возле кафе начали улучшать типовые сборки под уличные гонки, убирая лишние детали. В результате в 60-х годах появился новый подкласс. Современные модели выглядят футуристично. Они немного напоминают нейкеды или бобберы. К основным их плюсам относится высокая скорость и хорошая управляемость. Недостатком является минимум комфорта, которым жертвуют ради динамики.
Honda Steed 400 Bobber — яркий представитель подкласса «кафе-рейсер», появившегося в 1980 году. Серия быстро завоевала популярность благодаря хорошей практичности и эстетичности.
Это наиболее неоднозначный вид, который сложнее всего классифицировать. Проблема в том, что ключевым его отличием является стилизация под классические модели: ретро-технику, но без четких ограничений или правил. Чаще это модели для поездок по умеренному бездорожью, которые хорошо ведут себя и на автострадах.
Ducati Scrambler — типичный серийный представитель уникального класса. Он появился в 2014 году и регулярно дополняется обновлениями. Эта серия возрождает линейку моделей двойного назначения, выпускающихся в период 70–80 годов.
Стильная модификация классического родстера, в которой акцент сделан на быструю езду по скоростным магистралям. Здесь нет ничего лишнего и хорошо видны силовые элементы. Характерным отличием класса является уникальный стиль, а также высокая устойчивость, обеспечиваемая широким колесом сзади. Недостаток — с такой компоновкой сложно маневрировать.
Yamaha V-Max — идеальный представитель класса из числа дальневосточных компаний. Выпуск начался в 1985 году. Широкую известность эта серия получила благодаря мощному двигателю и быстрому разгону.
Рассматривая виды и типы мотоциклов, нельзя упустить круизеры, которые появились в США в 40–50 годах. Они специально разрабатывались для приятных путешествий и не предназначены для быстрой езды по городу или проселочным дорогам. Модели отличаются характерной, вертикальной посадкой с низким сидением и вынесенными далеко вперед подножками. Особенностью этого вида легких мотоциклов также является большой вес, что важно для хорошей устойчивости при движении по автострадам.
Kawasaki Vulcan VN 1600сс Classic — классический круизер, выполненный в лучших традициях американских моделей, но с определенной поправкой, ориентированной на европейский рынок. Модель отличается увеличенным топливным баком на 20 л и двойными дисковыми тормозами.
Среди всех видов классов мотоциклов, чопперы являются одними из наиболее известных моделей, по крайней мере, по кинофильмам. Широкую популярность им обеспечивает выразительный внешний вид. Такие машины рассчитаны на комфортные поездки, что позволяет получать колоссальное наслаждение от дороги. Характерными их чертами являются, прежде всего, слишком удлиненные передние вилки с высокими рулями, а также широкие задние колеса, каплевидные баки и сидения с двумя уровнями.
KAWASAKI EN400 — оригинальный байк, который не пытается копировать американские модели. Его особенность в уникальном приводе заднего колеса, реализованном зубчатым ремнем. Такая деталь надежная, не требует особого ухода и редко выходит из строя.
В классификации мотоциклов пауэр круизер часто «теряется», так как многими не воспринимается как отдельный вид, а считается всего лишь подвидом подкласса. Но мы его выделим. От типичного круизера от отличается незаурядной мощью и динамикой. То есть, здесь сохранены базовые моменты для комфортных путешествий, которые дополнены двигателем повышенной мощности.
Honda F6C Valkyrie — один из лучших представителей пауэр круизеров, даже если рассматривать мировой рынок, а не отдельный регион. У него сверхмощный двигатель, комфортная посадка, простое управление и привлекательный вид.
Спортбайки создают для тех, кому не хватает адреналина, динамики или драйва. Официальным появлением этого вида спортивных мотоциклов негласно считается дата проведения первого соревнования по мотоспорту —1894 год. В гоночных моделях все элементы конструкции прорабатываются для лучшей обтекаемости и скорости, а комфорт отходит на задний план. Характерной чертой является наклонная посадка в сочетании с массивной защитой передней части, прикрывающей ноги водителя.
Suzuki GSX-R600 сочетает уникальный стиль с лучшими техническими достижениями своего времени. Первые модели начали выпускать в 1992 году. Они и сейчас популярны на вторичном рынке не менее, чем и все последующие модификации.
Спортивным байкам чтобы разогнаться до 100 км/ч, требуется чуть больше 2 секунд. У модифицированных версий это время вовсе сокращается до 1,3 с.
Рассматривая виды спортивных мотоциклов нельзя упустить стритфайтеры. Класс является модификацией спортивных моделей, адаптированных для повседневного использования в городе. Внешне они похожи на спорбайки, но отличаются более ровной посадкой — легкий наклон вперед, а также минимумом защиты для ног или ее отсутствием. Как и спортивные сборки, такие байки не созданы для покорения горных склонов. Их особенность в акценте на управляемость и маневренность.
Kawasaki Z1000 разработан на базе легендарной серии Z. В его компоновке используется 6-ступенчатая коробка передач и 4-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением.
Изучая основные виды мотоциклов можно запутаться с некоторыми подклассами. Туристические модели являются ярким примером. Они специально разработаны для поездок на природу и путешествий на дальние дистанции. В конструкции туреров, фулл-дрессеров, бэггеров есть важные общие черты:
Высокая спинка и мягкие сидения с прямой посадкой.
Кофры по бокам, а в задней части дополнительные боксы для багажа.
Удлиненна рама для большей вместительности.
Honda GOLD WING 1800 выпускался с 2001 по 2017 год. Отличием серии является электронный впрыск топлива, цепной привод ГРМ и алюминиевая рама. Такая модель отлично подойдет для комфортных поездок вдвоем.
Недостатком дрессеров является относительно небольшая скорость и плохая маневренность. Зато, они комфортны на больших дистанциях. За день на таком мотоцикле можно проехать до 1000 км без особой усталости.
Тип спортивных мотоциклов, где объединены элементы комфорта для длительных поездок с высокими характеристиками динамики, начал пользоваться популярностью в 80-х годах. Внешне он может быть похож на стритфайтеры или другие спортивные модели, к которым просто добавили боксы для дорожных вещей.
Honda NM4-01 — отличный пример популярного класса, где оптимальные технические возможности объединены с оригинальным, футуристическим дизайном.
При рассмотрении типов мотоциклов по назначению второй ключевой группой являются внедорожные модели, которые также называют dirt bikes, что переводится как «грязные байки». Характерной особенностью вида является максимальная адаптивность к бездорожью, способность передвигаться по лесу, горным склонам, песчаным дюнам, смешанной местности. Такие байки оснащаются одноцилиндровыми двигателями, легкими рамами и специальными шинами, из-за чего у всех подвидов есть что-то от кроссовых моделей.
Почти все внедорожные типы мотоциклов не рассчитаны на использование на дорогах общего назначения. К месту проведения заездов их обычно доставляют на прицепе. Благодаря этому, их не нужно ставить на учет в ГБДД. Чаще они попросту не подгоняются под стандарты повседневного транспорта. Хотя бы потому, что у них, например, нет фар, фонарей или поворотников.
Мотокроссовые байки разрабатываются для соревнований на коротких внедорожных трассах с большим количеством препятствий. У них максимально легкая рама, ярко выраженные амортизаторы, прямая посадка и колеса с соответствующим протектором — крупные шипы.
YAMAHA YZ250F находится в списке наиболее дешевых моделей своего класса. При этом он пользуется максимальной популярностью, благодаря отлично проработанной и надежной конструкции.
Модификация мотокроссовых байков, адаптированная для долгих поездок. Для этого на них устанавливаются фары и задние фонари, что позволяет без проблем ставить технику на учет в ГБДД и использовать в повседневных поездках по городу.
Honda CRF250F — отличный представитель своего класса. Его можно купить на японском аукционе по цене от 200 тысяч руб. Характерные его черты: повышенная выносливость и простое управление, что важно для новичков.
Среди всех видов классов мотоциклов эта группа привлекает много внимания благодаря многочисленным гонкам, от которых пошло ее название и для которых она была создана. В общих чертах это мотокросс, но с большим запасом прочности и выносливости. Основные узлы прикрыты массивными пластинами, на которые наносится реклама брендов и компаний.
Yamaha WR450F Rally специально разработан японской компанией для участия в ралли. Своим видом он ярко демонстрирует основные черты, присущие этому классу.
При делении видов мотоциклов на классы, можно заметить, что дуал-спорт является одним из наиболее неоднозначных. Он похож на внедорожный, но из-за универсальных покрышек и более комфортного сидения напоминает дорожный байк. В этом и заключается характерная особенность, машина универсальна. Преодолеть на ней горный склон не получится, но съездить на рыбалку, за грибами или в удаленный поселок — это то, что нужно.
Yamaha WR250R отличный и доступный вариант в категории «дуал-спорт». При хорошей способности быстро набирать динамику на магистралях, он также обеспечивает превосходную реакцию на низких скоростях, что нужно для преодоления сложных препятствий, маневрирования.
Изучая виды мотоциклов и их названия, многие исследователи игнорируют триал, а зря. Это уникальный класс, разработанный для особой формы внедорожных соревнований. Его «фишка» в поразительной балансировке, обеспечивающей высокую точность действий в разных трюках. Скорость здесь вовсе неважна. Отличительными чертами таких моделей являются небольшие баки, минимальный вес и идеальная реакция дроссельной заслонки. В большинстве машин отсутствует сидение, так как гонщик постоянно выполняет трюки, стоя подножках или в полу-приседе.
Honda TLM 200 — известный во всем мире представитель класса из Японии. Впервые был выпущен в 1985 году. Оригинальный дизайн и сейчас привлекает много внимания.
Модификация мотоциклов триал, которые адаптированы к гонкам по заранее подготовленной круговой или овальной, обычно, грунтовой трассе. На пути могут быть препятствия в виде склонов и впадин. Здесь сохранены все ключевые отличия базового класса: малый вес и хорошая управляемость, дополненные повышенной мощностью.
Задаваясь вопросом, какие виды мотоциклов бывают, многие обыватели даже не подозревают о том, что есть класс «сноу байк», путая его со снегоходами. Внешне это мотокроссовая рама без колес. Сзади размещается платформа с гусеницей, а спереди смонтирована лыжа, которая поворачивается рулем. Такая техника незаменима в регионах с большим уровнем осадков в холодное время года.
Сноубайком можно сделать практически любой мотоцикл, достаточно приобрести соответствующий комплект оснащения. Он заменяет колесо, передавая крутящий момент на механизм смещения гусеницы.
Понятие «кастомы» используется в отношении несерийных мотоциклов, которые создаются в одном или нескольких экземплярах по техническому заданию клиента. Выделить какие-то примечательные черты для этой группы нельзя, так как отличие от серийных моделей и является их характерной особенностью. Кастомизировать можно байк любого класса, типа или года производства. Чаще вносятся внешние изменения, а также модификации в силовой блок и систему впрыска для сокращения времени при разгоне.
Изучая виды мотоциклов по фото, вы заметите, что есть техника, которая визуально отличается от типовых моделей. Например, в ней есть два колеса, место для посадки водителя и пассажира, руль, двигатель, но нет четкой принадлежности к классу. Фактически все это считается мототехникой, но не «дотягивает» по параметрам к классу «мотоциклы». Рассмотрим подробно, что можно включить в эту необычную группу.
Класс сформировался на основании работ энтузиастов, которые создавали небольшие мотоциклы из подручных средств и доступных запчастей в тесных гаражах, а затем устраивали на них гонки. Первое массовое производство необычных машин началось в Японии в 50-х годах. Характерными их чертами является максимально усиленные рамы и маленькие колеса.
Honda Monkey выпускался в 1967 и 1978 годах. Разрабатывая транспорт, инженеры старались сделать его максимально компактным и комфортным. В результате такие модели могли помещаться в багажниках легковых автомобилей. Для удобной перевозки были сделаны складные ручки.
Такую технику можно считать уменьшенной версией кроссовых мотоциклов. При этом, они не являются просто масштабированной копией. Небольшие размеры сделаны специально для лучшей результативности в гонках по грязи и треках с мокрыми препятствиями.
Honda CRF50F — один из наиболее известных питбайков страны восходящего солнца. Оснащается электростартером и автоматическим сцеплением. Есть также «увеличенная» версия с традиционной вилкой.
Для города и пригорода, когда нужно передвигаться по ровным дорогам на небольшой скорости, скутеры — идеальный вид транспорта. Они экономичны, очень просты в управлении и неприхотливы в обслуживании. Между рулем и сидением находится площадка для ног, которые стоят на горизонтальной платформе. Разные модификации могут предусматривать несколько посадочных мест, дополнительные боксы для вещей.
Suzuki Sepia — популярный японский скутер, который может посоревноваться в скорости с большинством советских автомобилей. Максимальная скорость движения 90 км/ч. Расход на 100 км не боле 3 литров.
Из всех видов легких мотоциклов скутеретты являются наиболее распространенным в мире. Внешне в них объедены черты скутера и классического байка. Конструкция выполнена на базе больших колес и рамы с седлом. Двигатель размещается под ногами водителя, в то время как у обычного скутера — под седлом, ближе к ведущему колесу.
Honda Super Cub — самый массовый моторизированный транспорт, разработанный для города с возможностью частых поездок на средние дистанции по магистралям. Серия популярна благодаря практичности, экономичности, надежности и простому управлению. Она представлена большим перечнем модификаций с двигателями 50–125 см3.
По размерам колес, компоновке двигателя и коробке передач эти машины идентичны с обычными скутерами или классическими мотоциклами. Разница в раме. Между основанием сидения и передней бабкой есть пустое пространство, но не такое большое как у скутера. Бак расположен под сидением.
Yamaha T-150 с одноцилиндровым двигателем пользуется большой популярностью в азиатском регионе. Серия выпускается с 2015 года. Оснащается 5-ступенчатой трансмиссией и жидкостным охлаждением двигателя.
Такая техника является чем-то средним между классическим велосипедом и мотоциклом. От первого у него похожая конструкция рамы, сидение и цепной привод, а от второго — двигатель, смонтированный в нижней части, посредине рамы. Максимальная скорость такого транспорта обычно не превышает 50 км/ч. Благодаря тихоходности, они очень экономичны и практичны в условиях города, пригорода.
Мокики легко спутать с мопедами. Визуально они могут быть практически идентичны. Разница в том, что для передачи крутящего момента здесь используется коробка передач, как у классических мотоциклов, а не велосипедный привод, как у мопеда. Поэтому более адаптированы к умеренному бездорожью и более быстрые. При этом нет возможности при необходимости «помочь» двигателю.
К этой категории относится моторизированная техника, которую сложно спутать с мотоциклом, но технически это тот, же вид транспорта. Рассмотрим ее, разделив на две основные группы по ключевым признакам.
Фактически, трицикл — классический мотоцикл, но с дополнительным колесом. Два колеса могут размещаться как спереди, так и сзади. К его преимуществам относиться повышенная устойчивость и вместительность для груза или более комфортные пассажирские места. По назначению он может быть дорожным или внедорожным. При необходимости, такая техника способна заменить вездеход.
В категории нестандартных мотоциклов закрытые машины занимают особое место. Несмотря на всеобщее заблуждение, они популярны и активно используются в арабских и азиатских странах. Основные черты популярной конструкции — скутер, у которого сзади ось с двумя колесами и будка, накрывающая пассажирские места. В разных вариантах компоновки внешний вид мотоцикла может напоминать капсулу, шатер.
Трицикл Toyota i-Road оснащается электромотором с запасом емкости аккумулятора на 50 км. Его компоновка представляет собой изолированное закрытое пространство для водителя и одного пассажира. Направление движение задает заднее колесо.
В эту категорию можно было добавить квадроциклы — моторизированный транспорт с четырьмя колесами. По американской программе классификации, они являются четырехколесными мотоциклами. Такая техника чаще используется в качестве мотовездеходов, туристического или спортивного транспорта.
Выбирая мотоцикл, важно учитывать три фактора — опыт вождения, условия эксплуатации и назначение. Эти параметры ограничат список одним или несколькими классами. Для новичка идеально подойдут классические модели, скутеры или мопеды. Здесь важно учитывать, приблизительный ежедневный пробег и сложность дорог. Если планируете долгие поездки, выбирайте туристические мотоциклы.
Для приятных прогулок и привлечения внимания идеальным вариантом будут крузеры, чопперы или бобберы. Частые выезды на природу по грунтовым дорогам или пересеченной местности более удобны на дуал-спорте, эндуго. Кроссовый, ралли, триал — лучше покупать для соревнований и трюков. Использование таких машин не по назначению сопровождается неоправданными расходами и ущербом для комфорта.
Не можете решить, какой класс мотоцикла выбрать или есть другие вопросы? Сотрудники Japan Life всегда готовы помочь, достаточно заполнить онлайн-форму обратной связи. Мы подберем оптимальный транспорт, строго следуя предпочтениям и условиям его эксплуатации.
Наш менеджер свяжется с Вами в течение 24 часов